Это пост любви к замечательным артистам, с которыми мне посчастливилось работать в этом году как режиссеру: Михаил Сидоренко, Максим Раковский, Алексей Толстокоров, Александр Чернышёв, Ростислав Колпаков.
Знаете, про звезд бытует много мифов, об их якобы вздорном характере. Ну вы знаете, примадонна-истеричка, манерный тенор - излюбленные театральные штампы, которые проникли даже в сюжет мюзиклов - достаточно вспомнить Карлотту из Призрака оперы :) Так вот, спешу обрадовать: зазнавшиеся артисты, которые начинают вести себя некультурно и непрофессионально - к сожалению, существуют, но их все-таки, слава Богу, очень мало и погоду на общем фоне они особо не портят.
Вот так и с вышеперечисленными. Вопреки звездному статусу (ну или как минимум обладания серьезной фанбазой), никто из них не начинал знакомство и репетицию с истерики, не ставил милостиво постановочную группу перед фактом о том, что будет играть только то, что решил он, трусливо делая это за пять минут до подъема занавеса. Не задевал походя коллег-солистов, не требовал от помощников и гримеров повышенного внимания к своей персоне, не ставил ультиматумы, угрожая сорвать спектакль, ровно и тепло общался с артистами массовых сцен и не стеснялся потом выходить к простым зрителям и вместе с ними делить радость успешного спектакля.
Вот это и есть поведение профессионалов, с которыми можно и нужно работать. Все остальное - подделка, на которую не стоит тратить время и силы.
То же самое, кстати, могу сказать и об "оперных" - о коллегах из Мариинского театра, из Мюзик-холла, из Зазеркалья, и театра Музкомедии, с которыми мне посчастливилось выступать в этом году. Спасибо им.
В этом году я в очередной раз убедился в правоте Е.В. Образцовой, что чем больше человек, тем больше его душа - и тем проще он ведет себя с обычными людьми. Не запанибратски, но так просто и естественно, как будто вы играете уже сотый спектакль. И знаете, это подкупает, даже когда глядишь на это со стороны :) Во взаимодействии с такими артистами всегда хочется делать как можно больше и лучше.
Ну и профессионализм актерский - конечно, тоже не пустой звук. Я работаю в основном с любителями, которые не имея опыта вынуждены раз за разом репетировать и долго осваивать материал. Подготовленные артисты схватывают молниеносно. С каждым, к сожалению, в силу вечных проблем с организацией получалось работать урывками всего по часу-полтора, и то в основном собирать мизансцены, чтобы артисты и ансамбль действовали более-менее связно. Но при этом скорость с которой артисты схватывали материал, меня всегда очень впечатляла.
Разумеется, в силу сборки на два города, разницы во вкусах, в видении роли, нехватки репетиционного времени неизбежно возникали спорные моменты. Но я никогда не видел задачу в том, чтобы задолбать артиста режиссурой, а пытался собрать из разнородных частей как можно более внятный спектакль при очень скудных репетиционных возможностях - ибо чем артист востребованней, тем он больше занят и тем реже может куда-то выбраться. Поэтому пожелания и возражения артистов учитывались и всегда находился компромисс к удовольствию обеих сторон. Тем более, что в большинстве случаев артисты предлагали не ерунду, а достаточно интересные решения и ходы.
Как минимум поэтому артиста надо слушать обязательно - плох тот режиссер который отмахивается от всего - я лучше знаю.
Но плоха и всеядность, когда к спектаклю относятся как к проходному концерту, лишь бы показать хоть чего-нибудь да как-нибудь и пускают на самотек, разрешая всем делать то, что им нравится. У импровизаций артистов наиболее частая проблема - они не всегда хорошо вписываются в общую ткань спектакля. А уж если кто-то начинает тащить любимые лирико-романтические штампы или ломать комедию в драматическом эпизоде - тут просто туши свет :) Спектакль без управления сваливается в мало связанный друг с другом набор сцен. Симфония на сцене превращается в набор поющих голов и хаос.
Но компромисс находился, на моей памяти, всегда - при желании его искать, разумеется. Например, Ростиславу в финале Финрода очень не понравилось лежать на сцене до окончания арии Галадриэль (мы это изначально придумали с Мишей Сидоренко во-первых из отсылок к Георгию и змию, а во-вторых ради того, чтобы Финрод поднимал Саурона и пара герой-злодей оказывалась вместе в финале) и он предложил вручить корону Берену и уползти. Почему бы и нет, заставлять артиста шесть минут лежать в позе Демона Поверженного - решение, которое никак нельзя назвать важным ходом, определяющим главный смысл сцены. Но вот предложение передать корону Берену я решительно отверг - это идет поперек и оригинального, и театрального сюжета и кроме того, предмет на сцене живет как артист. Что Берен с ней будет делать? Не за ней же он шел. Куда она денется в итоге? Ростислав настаивал и раз за разом пытаться оправдывать придуманный ход, а я предложил впасть в страх, снять корону, положить ее к ногам Берена и пользуясь случаем улизнуть. Получалось красиво - Берен, Лутиэн и на пустой сцене против них - черная корона. Ростиславу это сразу понравилось, в итоге мы так и отыграли.
Или Александр Чернышёв, который на репетиции начал так живо и естественно "вступаться" за Берена, что я забыл про застройку мизансцен и начал сам запоминать что он делает. Теперь я прошу так же делать и других Финродов :)
Иногда артист не нуждается в застройке вообще - лучше не мешать. С Мишей Сидоренко мы очень подробно, часа три, в Москве весной 21года обсуждали не столько мизансцены, а какого именно персонажа, какие идеи мы хотим показать зрителю - и потом Михаил проделал всю работу сам. Получилось так круто, что для меня самого это стало сюрпризом, его трактовка теперь моя любимая.
То же самое можно сказать про Максима или Алексея - им застройки не нужны, достаточно очертить рамки мизансцен, а как играть они прекрасно разбираются сами.
В общем, несмотря на то, что я сейчас решил сосредоточиться на доведении до ума небольших проектов, хочу еще раз сказать, что для меня работать с вами было большой честью и принесло много радости. Желаю вам в новом году здоровья и новых успешных творческих проектов.
Особенно Макс-Рейстлин, ну наконец-то! Жги давай )